Театр с "антиресом"
22 мая в Доме культуры им. Я.М.Свердлова состоялась премьера спектакля Народного театра под руководством Н.Антоневич "Кадриль с антиресом". Это комедия по пьесам А.Островского "Праздничный сон - до обеда" и "За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)". Спектакль получился необыкновенно зрелищным благодаря ярким костюмам, оригинальной сценографии и интересному подбору музыки, характерным для творчества режиссёра.
-------------------------------------------------------------------------------------------
В Народном театре Дома культуры профсоюзов им. Я.М.Свердлова работают замечательные люди, увлечённые, энтузиасты своего дела, любящие театр - эту великую вечную игру. Руководит театром режиссёр Н.А.Антоневич. Опыт и профессионализм Надежды Александровны помогают участникам коллектива постоянно совершенствовать своё мастерство, а её трудолюбие и самоотдача неизменно служат им примером. Надежда Александровна начала работу в качестве режиссёра любительского театра в 1989 году в Доме культуры медицинских работников. Несколько человек из того, первого, состава театра стали профессиональными актёрами и служат в театрах Нижнего Новгорода, Москвы, Уфы. Некоторые продолжают работать с Надеждой Александровной и сегодня, демонстрируя высокий уровень актёрского мастерства. В 2005 году Н.А.Антоневич была приглашена в ДК им. Я.М.Свердлова для руководства Народным театром.
-- Надежда Александровна, какова, на Ваш взгляд, роль театра в современном мире?
-- Наверное, ни в одну из эпох люди не говорили, что живут в абсолютно счастливое, спокойное время. Однако, в последние полвека, когда ритм жизни нарастает лавинообразно, ежедневный поток информации захлёстывает с головой, а Земля балансирует на грани экологической катастрофы, душевная организация человека подвергается тяжёлому испытанию. Очень легко нарушается хрупкое равновесие, и сразу же накопившееся напряжение выбрасывает в мир поток негативной энергии. Столкновение разнополярных энергий, противостояние добра и зла ощущаются буквально повсюду. Я считаю, что Театр, способный с его выразительными средствами говорить с людьми «из сердца – в сердце», может и должен стать ощутимой силой в этой борьбе, показать людям, что с ними происходит. Театр не уводит от реальности; он предлагает свой взгляд, своё эмоциональное восприятие мира. И главное, бесценное сокровище этого мира – душа человека, творящая добро.
-- По какому принципу происходит подбор пьес для постановки?
-- Мы стремимся к тому, чтобы репертуар театра включал в себя спектакли, различные по жанру и выразительным средствам. Первым спектаклем, поставленным на сцене ДК им. Я.М.Свердлова, был водевиль В.Соллогуба «Беда от нежного сердца». Простой сюжет, однозначность персонажей, диктуемая жанром водевиля, лёгкая музыка – всё это соответствовало уровню подготовки актёров, в большинстве своём только начинавших работу в театре. Затем последовал «Оркестр» Жана Ануя. Оригинальная пьеса этого очень своеобразного драматурга продиктовала постановку стильного, изысканного спектакля с богатой фонограммой, танцами, живым пением. Это настоящий фейерверк ярких, многогранных образов, воплотить которые на сцене позволило возросшее мастерство актёров. Следующий спектакль, «Я помню, я горжусь», - спектакль-память по мотивам поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин», - совсем иной по своей стилистике, заставившей многих знатоков театра вспомнить постановки Московского Театра на Таганке. Актёры входят в пространство спектакля из нынешних дней и на глазах у зрителей становятся то бойцами на передовой, то солдатками в ожидании вестей с фронта, то частью бушующей стихии. Атмосфера напряжения подчёркивается то ритмом ударов, отбиваемым солдатскими ремнями, то сполохами скрещенных полотнищ. Лаконичное и выразительное оформление сцены, динамизм наиболее драматических эпизодов, тщательный подбор музыки - всё это позволяет добиться сильного эмоционального воздействия на зрителя. Детский музыкальный спектакль «Колобок» - спектакль-шоу, спектакль-игра, спектакль- праздник. Его с удовольствием смотрели и взрослые и дети не только Нижнего Новгорода, но и Городца, и Заволжья. И вот, наконец, Островский. «Кадриль с антиресом» - новая ступень в нашем творчестве. Сегодняшний уровень работы актёров позволяет режиссёру построить более сложные, интересные мизансцены, вывести неоднозначные характеры персонажей, использовать полутона, нюансы, подтекст, чтобы сделать произведение русской классики актуальным для современного зрителя. Впервые в спектакле нашего театра появились такие богатые костюмы и декорации. То, как был принят зрителями премьерный показ «Кадрили», позволяет надеяться на долгую жизнь и счастливую судьбу этого спектакля
-- Надежда Александровна, а кто Ваши любимые театральные режиссёры?
-- Анатолий Эфрос, Пётр Фоменко, Марк Захаров. Это не просто любимые режиссёры, но люди, близкие мне по духу, по жизненной позиции. «Главное для нас – радость бытия.» «Театр – дело жестокое и очень сложное, но у нас он... милый.» Под этими словами Петра Фоменко я готова подписаться. И в этом не дадут мне соврать наши зрители
-- Вы чувствуете, что Ваш театр призван осуществить особую миссию?
-- Безусловно. Но необходимо помнить, что рассказать зрителю со сцены о том, чего не понимаешь и не чувствуешь сам, невозможно. Не сможет достучаться до чужого сердца тот, кто выходит на сцену с пустой душой. Наш коллектив существует не только во временных и пространственных рамках спектакля. И в обыденной жизни мы неизменно чувствуем поддержку товарищей по театру: есть к кому обратиться за помощью и советом, есть с кем поделиться радостью. Наверное, именно поэтому нам удаётся передать в зал то ощущение света и добра, которое царит в театре, и получить в ответ многократно приумноженную волну доброй энергии. Именно позитивной энергией стремимся мы наполнить каждый наш спектакль без исключения. Не только детский музыкальный спектакль «Колобок», необыкновенно солнечный и радостный, но и «Оркестр», повествующий о горьких, изломанных женских судьбах, однако указывающий и путь возрождения души из пепла; и путь этот – любовь. Главную задачу нашего театра мы видим именно в том, чтобы помочь людям открыть в себе этот жизнеутверждающий потенциал. В своих постановках мы намеренно уходим от эпатажа и спецэффектов, делая акцент на эмоциональном воздействии на зрителя.
-- Скажите, что для Вас, как для режиссёра, значат актёры? Кто Вы: режиссёр-диктатор, режиссёр-либерал или режиссёр-педагог?
-- Актёрам в нашем театре отводится центральная роль, просто потому, что они - актёры. Для меня они – родные люди. Все мы приходим в этот мир, чтобы состояться как личность. За этим же приходят в театр актёры. Ну а я им как-то помогаю, выцарапываю из них их возможности. Что может быть лучше? Вокруг меня собираются люди, для которых главное в жизни – театр.
-- А Ваши актёры думают так же?
-- Да. Это сплав единомышленников. Мы работаем постоянным составом уже 4 года. И я благодарна этим людям за то, что они со мной. Мы хотим, чтобы этот мир сохранился. И чтобы в нём сохранилась радость. Это действительно очень трудно, особенно в наше время. Но мы будем стараться.