Каждая эпоха диктует свой доминирующий стиль в искусстве. 90-е годы были периодом ломки стереотипов и отказа от традиций как в повседневной жизни, так и в искусстве. Шёл этот процесс и на театральной сцене. Очень часто - в ущерб глубине и выразительности постановок. Эпатаж и спецэффекты стали для многих театров необходимыми атрибутами в борьбе за зрителя.
Начало 21-ого века принесло совсем иное мироощущение. Мы почувствовали необходимость и потребность вспомнить и, в чём-то переосмыслив, продолжить наши лучшие традиции. И познав - развить их. 20 февраля в зале Дома культуры им. Я.М.Свердлова Народный театр под руководством Н.А.Антоневич показал спектакль-память "Я помню, я горжусь" по мотивам поэмы А.Т.Твардовского "Василий Тёркин". Многих знатоков театра стилистика этого спектакля заставила вспомнить постановки Московского Театра на Таганке. Актёры входят в пространство спектакля из нынешних дней и на глазах у зрителей становятся то бойцами на передовой, то солдатками в ожидании вестей с фронта, то частью бушующей стихии. Постепенно нарастает темп действия, сгущается атмосфера напряжения, подчёркнутого то ритмом ударов, отбиваемым солдатскими ремнями (сцена "Поединок" ), то сполохами скрещенных полотнищ ("Смерть и воин" ). Лаконичное и выразительное оформление сцены, динамизм наиболее драматических эпизодов, тщательный подбор музыки - всё это позволяет добиться сильного эмоционального воздействия на зрителя. На протяжении всего спектакля в зале не ослабевает напряжённое внимание, и не один раз на глазах зрителей появляются слёзы. Эмоциональным апогеем спектакля стала минута молчания, пробирающая до глубины души. Взгляд каждого из актеров, мизансценическое построение последнего эпизода и музыкальное сопровождение не могли оставить зрителей равнодушными.
Роль Василия Тёркина в спектакле исполняет ведущий актёр театра Альберт Юсупов. Сам проходивший срочную службу в пограничных войсках, Альберт Олегович стал одним из инициаторов постановки этого спектакля. Он очень убедителен и как весельчак-балагур в эпизоде "На привале", и в рукопашной схватке с фрицем ("Поединок" ). А исполненная трагизма сцена борьбы Тёркина со Смертью - безусловная кульминация спектакля. Игра А.Юсупова отмечена всеми зрителями как лучшая актёрская работа.
О том, насколько востребован этот спектакль именно сейчас, говорят записи, оставленные зрителями в книге отзывов. Это и благодарность женщины, чей отец пропал без вести в 42-ом году; и впечатления тех, кто сравнивает по эмоциональной насыщенности спектакль "Я помню, я горжусь" и "А зори здесь тихие..."; отзывы и пожелания самой многочисленной и благодарной части аудитории - молодёжи. И не единожды встречаются среди записей пожелания увидеть продолжение этого спектакля.
Хочется пожелать театру в следующих постановках продолжить поиски оптимального сочетания новых выразительных средств с традициями Российского театра.
Источник: http://Ирина Ушакова. Конкурс молодых журналистов "Глянцевое перо". http://www.poseti-nn.ru/forum/thread.php?threadid=164 |