20 февраля в литературном кафе "Безухов" прошла очередная режиссёрская читка проекта "ДРАМА_talk: между текстом и театром ". Режиссёр Елена Фирстова и молодые актёры ТЮЗа представляли пьесу Ярославы Пулинович "Я не вернусь". С любезного разрешения своего коллеги Альберта Юсупова, активного участника обсуждений в "Безухове", привожу здесь его впечатления от последней читки.
"Очередной эксперимент в рамках проекта ДРАМА_talk успешно прошел в этот понедельник, на том же месте месте, в тот же час. Эксперимент для проекта заключался в том, что в этот раз материалом для читки послужила не пьеса, а киносценарий. Елена Фирстова, на мой взгляд, совершенно закономерно отошла от принципа читки и представила на суд публики практически готовый спектакль. Иначе, думается мне, публике было бы сложнее воспринимать все перепетии сюжета. К тому же, мне было очень интересно, как будут реализованы режиссером, столь привычные в видеоряде возвраты сюжетной линии назад в виде воспоминаний. И в данной постановке, сделано было это очень органично, безовсяких притяжек за уши. Браво! Браво! Браво! Режиссеры все более и более уверенно обживают пространство Безухова, охватывая все пространство внутри и зрителей, тем интереснее становятся Читки, тем сложнее будет будущим режиссерам. Вполне возможно, что с наступлением тепла действо может вылиться и на улицу :)))). Поживем увидим. :) Я же уверен, что Читка, в чистом своем виде, еще далеко не исчерпала свои ресурсы, ибо, я надеюсь на то, что найдутся произведения, интересные еще и с литературной точки зрения, которые подразумевают внимательное и неспешное изучение. Что же касается самого киносценария Ярославы Пулиновчи "Я не вернусь", тут три стопроцентных взаимных попадания - материала в режиссера, в ТЮЗ и в актеров. Мне кажется этой, в общем-то, довольно жесткой истории и нужен был женский взгляд, чтобы сильнее проступили именно лиричные моменты. И я ни в коем случае не согласен, с утверждением на Читке, что это неформат для ТЮЗа. Именно для ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ эта история! Она ему близка и поучительна одновременно. Да, конечно, это не главная сцена. Но при условии минимизации "русских народных" выражений, которые местами просто режут ухо, ибо не к месту, это - вещь достойная малой сцены и организованных походов старших классов и студентов. И конечно, бесподобная игра двух главных героинь! Великолепен весь актерский ансамбль, нет слов. Но все прочие герои мне показались весьма эскизными, включая вялого Люциуса и по-щенячи наивного Германа. Это не упрек к актерам! Упаси, Боже! Возможно это задумка Фирстовой, чтобы на фоне этих картонно- нарисованных образов еще более резче проступили две живые души. И еще один эксперимент этой читки, был уже лично мой. Я в первый раз пришел заранее ознакомившись с материалом, причем в двух вариантах. Тем который был представлен на Читке и тем, который я назвал "более чернушным" и который будет видимо экранизирован. Он более киношно динамичен, менее расположен к монологам. Там и Люциус, не только ловелас но еще и склоняет главную героиню к торговле наркотой, а по дороге к бабушке главных героинь еще и пытаются снять в порно с последующим убийством или сжечь в заброшенной староверской деревне. Ну да Бог с ними, с потребностями посмаковать жареное, сам - грешен. Но мне, после прочтения, в постановке, не хватило именно оригинальной закольцованной концовки. Когда Аня вначале кричит "Я не вернусь", но в конце все-таки возвращается! В другое время, в другом месте, но снова заканчивает с отличием школу, и снова получает направление в пединститут. Круг замыкается. Или жизнь начинается заново с той же точки. Это как посмотреть :)"
|